Маркетплейсы — это сайты, на которых можно найти предложения разных банков и страховых компаний, брокеров и управляющих компаний паевых инвестиционных фондов (ПИФов). Там легко сравнить все условия, выбрать самые подходящие и заключить договор не выходя из дома.
Работу финансовых маркетплейсов контролирует Банк России. В реестре регулятора вы найдете список аккредитованных площадок и адреса их сайтов.
В каких ситуациях может пригодиться финансовый маркетплейс?
В вашем городе мало офисов финансовых организаций. Через маркетплейсы вы получаете доступ сразу к десяткам банков и страховых компаний, крупным брокерам и управляющим компаниям ПИФов.
Выбор большой, но нужно много времени и сил, чтобы выбрать самое выгодное предложение. В маркетплейсах можно отфильтровать услуги, например по сумме и сроку вклада, и сразу подобрать подходящий вариант. Или один раз ввести данные о себе и своем автомобиле — и тут же узнать стоимость полисов ОСАГО у разных страховщиков.
Точно так же маркетплейсы позволяют искать и сравнивать предложения по кредитам, ценным бумагам, ипотечным, туристическим и другим страховкам.
Просто некогда или лень выходить из дома. Через маркетплейсы многие финансовые задачи удастся решить дистанционно. Ведь там можно оформлять и оплачивать услуги онлайн.
Как устроен финансовый маркетплейс?
Финансовый маркетплейс — это онлайн-платформа, на которой пользователи могут заключать договоры с банками, страховыми компаниями, управляющими компаниями ПИФов, брокерами и эмитентами корпоративных и государственных облигаций. Платформа гарантирует, что платежи пройдут безопасно и условия договоров с финансовыми организациями будут выполнены.
Каждый маркетплейс должен отправлять информацию обо всех заключенных договорах регистратору финансовых транзакций (РФТ), который ведет единый реестр таких сделок. Даже если на какой-то из платформ произойдет технический сбой, данные о сделках не пропадут — они останутся в реестре. За работой регистратора также следит Банк России.
Выписку обо всех операциях, которые вы проведете с помощью маркетплейса, можно в любой момент получить через Госуслуги. Такая выписка в юридическом смысле заменяет традиционный бумажный договор. Она подойдет, например, если у вас возникнет спор по поводу выплат со страховой компанией и вы решите обратиться к финансовому омбудсмену или в суд.
Чем удобен маркетплейс?
У новой системы есть несколько плюсов по сравнению с привычным способом покупки финансовых продуктов и услуг — в банках, страховых, брокерских и управляющих компаниях.
- Простота выбора. Финансовые продукты разных организаций можно фильтровать и ранжировать по нужным параметрам. Например, по цене или доходности. Некоторые финансовые организации разрабатывают специальные предложения именно для маркетплейса.
- Доступ к услугам финансовых организаций всей страны. Через маркетплейс договоры заключают онлайн, круглосуточно. Достаточно всего один раз зарегистрироваться на платформе с помощью подтвержденной учетной записи на Госуслугах. Иногда требуется дополнительная идентификация: представитель платформы приедет, чтобы сфотографировать вас и ваш паспорт.
- Финансы в режиме одного окна. Некоторые платформы позволяют решить сразу много финансовых задач: например, купить полис ОСАГО, открыть депозит, вложить деньги в паи ПИФов. И так же через личный кабинет на платформе вы сможете пополнять свои вклады, снимать проценты, получать выплаты по купонам облигаций, погашать паи.
- Безопасность. Все финансовые платформы по закону должны защищать ваши данные, обеспечивать бесперебойную работу системы и гарантировать безопасность платежей. За этим следит Банк России.
Маркетплейс упростит вам жизнь и в случае, когда вы открыли вклад через платформу, а затем у банка отозвали лицензию. Вам не нужно будет обращаться в Агентство по страхованию вкладов по стандартной процедуре. Платформа немедленно перечислит страховое возмещение на счет в другом выбранном вами банке.
Какие риски при оформлении услуг через маркетплейс?
Основная опасность — вместо маркетплейса оказаться на мошенническом сайте. Если вы переведете деньги на поддельном сайте, то они попадут к преступникам и вернуть сбережения будет сложно — в этом сможет помочь только полиция. Банки не компенсируют потери в случаях, когда вы сами делаете перевод кибермошенникам.
В процессе оформления услуги на маркетплейсе вас могут автоматически перенаправлять с одного сайта на другой — например, с витрины на платформу. А затем — на Госуслуги для идентификации. При каждом таком переходе внимательно проверяйте адрес в строке браузера.
Прежде чем заключать договор на финансовой платформе и переводить через нее деньги, убедитесь, что она состоит в реестре Банка России. В перечне указаны не только названия маркетплейсов, но и — главное — адреса их сайтов.
Как получать финансовые услуги через маркетплейс?
Заключить договор с финансовой организацией через маркетплейс можно только в том случае, если вам уже исполнилось 18 лет, у вас есть действующий российский паспорт и подтвержденная учетная запись на Госуслугах.
- Зайдите на сайт маркетплейса. Удостоверьтесь, что он есть в реестре Банка России, и внимательно проверьте его адрес.
- Пройдите идентификацию на платформе. Если вы на платформе впервые, она предложит вам зарегистрироваться и авторизоваться с помощью учетной записи на Госуслугах. С вашего разрешения загрузится информация с портала в личный кабинет на платформе. Бывает и наоборот — сначала вы создаете личный кабинет на маркетплейсе, а потом привязываете к нему свой профиль на Госуслугах.
Некоторые платформы проводят дополнительную личную идентификацию клиента — после регистрации на площадке к вам приедет их представитель, проверит ваш паспорт и сфотографирует вас с ним.
В дальнейшем для авторизации на платформе будет достаточно логина и пароля от Госуслуг. - Проведите сделку. Еще раз проверьте условия договора с финансовой организацией. Если все устраивает, подтвердите покупку.
- Проверьте уведомление о сделке. Финансовая платформа передаст данные о вашей покупке Регистратору финансовых транзакций, а он пришлет уведомление в ваш личный кабинет на сайте платформы и на Госуслугах. Убедитесь, что все параметры сделки указаны верно.
Когда вы хотите купить ценные бумаги, перед сделкой маркетплейс предложит вам пройти тестирование. Проверка знаний покажет, понимаете ли вы особенности и риски финансового инструмента.
Проверка не понадобится, если вы хотите вложиться в простые и не слишком рискованные активы. Например, государственные облигации или паи открытых ПИФов, которые торгуются на бирже. Полный список инструментов, доступных без тестирования, можно посмотреть здесь.
В остальных случаях всем придется пройти проверку знаний. Даже если у вас есть статус квалифицированного инвестора. Вопросы и порядок тестирования каждый маркетплейс определяет самостоятельно.
Надо ли платить маркетплейсу комиссию за сделки?
Как правило, платформы не берут с пользователей плату за оформление сделок и перевод денег.
При этом финансовые организации могут взимать комиссии за некоторые операции. Например, банк вправе установить тариф за перечисление денег на счет финансовой платформы. Можно заранее проконсультироваться с сотрудником маркетплейса, как дешевле всего перевести деньги из своего банка, чтобы оплатить покупку на платформе.
Если вы уже оформили сделку, а затем вам понадобилось что-то уточнить, например, срок выплаты процентов или другую информацию по договору, вы в любой момент можете это сделать через личный кабинет на маркетплейсе.
Могут ли мошенники получить доступ к моему личному кабинету на маркетплейсе и оформить услуги от моего имени?
Финансовые платформы, входящие в реестр Банка России, обязаны соблюдать требования закона по защите данных, бесперебойности работы и проведению безопасных платежей.
Но чаще мошенники выискивают не технические уязвимости платформ, а слабые места их клиентов. Социальные инженеры используют инструменты психологического воздействия. Они втираются в доверие, звонят и присылают сообщения пользователям от имени финансовых платформ. Все это для того, чтобы выманить личные данные, добраться до чужих счетов и украсть с них деньги.
Ни в коем случае никому не сообщайте конфиденциальную информацию: пароли от личных кабинетов, коды из уведомлений от банков, полные реквизиты банковской карты (включая срок действия и трехзначный код с обратной стороны).
Любые телефонные звонки, которые касаются ваших денег, лучше немедленно заканчивать, а на сообщения не отвечать. Чтобы прояснить ситуацию, стоит сразу же самостоятельно связаться с представителями платформы по официальному номеру телефона или электронному адресу, которые указаны на их сайтах. Вы также можете сообщить о мошенниках в Банк России.